Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мериме проспер

Энциклопедический словарь

Мериме́ Проспер (Mérimée) (1803-1870), французский писатель. Мастер новеллы. В остросюжетной, стилистически отточенной романтической прозе сильные и цельные характеры, интерес к народной жизни (новеллы «Маттео Фальконе», «Таманго», «Коломба»; «Кармен» - одноименная опера Ж. Бизе). Сборник пьес на испанские темы «Театр Клары Гасуль» (1825) и сборник баллад на сюжеты балканского фольклора «Гузла» (1827) - литературные мистификации. Обращение к историческому прошлому в драматической хронике «Жакерия» (1828) и роман «Хроника царствования Карла IX» (1829). Переводил русских классиков XIX в., которым посвятил цикл статей; труды по русской истории. Переписка.

* * *

МЕРИМЕ Проспер - МЕРИМЕ́ (Merimee) Проспер (28 сентября 1803, Париж - 23 сентября 1870, Канны), французский историк и писатель.

Политик и администратор

Великий новеллист появился на свет в семье художника, преподавателя Политехнической школы (см. ВЫСШАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Родители привили сыну как типичный для 18 века скептицизм, так и преклонение перед искусством. В 1811 году Мериме поступил в Лицей императора Наполеона (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) (ныне Генриха IV (см. ГЕНРИХ IV Бурбон)), где проявил себя необыкновенно одаренным учеником. По совету отца с 1819 он начал готовиться к адвокатскому поприщу и через четыре года стал лиценциатом (см. ЛИЦЕНЦИАТ) права. В годы Реставрации (см. РЕСТАВРАЦИЯ (во Франции)) Мериме был настроен оппозиционно, но после июльской революции 1830 (см. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830) года и воцарения Луи Филиппа (см. ЛУИ ФИЛИПП) перед ним открылись возможности для успешной карьеры. С 1831 года он исполняет обязанности министра торговли, а в 1834 получает должность Генерального инспектора Комиссии по историческим памятникам, полностью соответствующую его личным склонностям и научным интересам.

Принимая близко к сердцу судьбы национального наследия, писатель объездил с инспекциями всю Францию и опубликовал затем «Дорожные заметки» (1835-1840), снабдив их собственными иллюстрациями. С 1850-х годов он целиком сосредоточился на исторических и этнографических исследованиях. В годы правления Наполеона III (см. НАПОЛЕОН III) Мериме пользовался большим влиянием, будучи одним из ближайших друзей императорской четы. В 1852 его наградили орденом Почетного легиона, через год возвели в звание сенатора. В 1860 году он ушел в отставку по болезни; в последние годы жизни астма вынудила его перебраться из Парижа на юг Франции.

Блестящий стилист

Литературную деятельность Мериме начал с мистификации. В 1825 он издал сборник пьес «Театр Клары Гасуль», написанных будто бы некой испанской актрисой, которая подверглась преследованиям инквизиции за свое свободомыслие. Его следующая книга - сборник иллирийских народных песен Гузла (1827) - оказалась такой мастерской стилизацией сербского фольклора, что привлекла внимание А.С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), создавшего на ее основе «Песни западных славян». Страстно увлекаясь историей, Мериме обратился к прошлому Франции в пьесе «Жакерия (см. ЖАКЕРИЯ)» (1828), посвященной крестьянскому восстанию 14 века, и в романе «Хроника царствования Карла IX (см. КАРЛ IX Валуа)» (1829), где описываются события времен религиозных войн. С 1830-х годов он пишет преимущественно новеллы, которые принадлежат к лучшим образцам французской прозы: «Маттео Фальконе» (1829) - безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни; «Взятие редута» (1829) - превосходная батальная сцена; «Таманго» (1829) - проникнутый яростным негодованием рассказ о торговле африканскими рабами; «Коломба» (1840) - мощное сказание о корсиканской вендетте; «Кармен» (1845) - самая знаменитая из всех, положенная в основу либретто оперы Бизе. В 1844 писатель был избран во Французскую академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ). Мериме хорошо знал русскую литературу и много сделал для того, чтобы познакомить с ней французских читателей: ему принадлежат переводы произведений Гоголя, Пушкина и Тургенева.

Энциклопедия Кольера

МЕРИМЕ Проспер (Merime, Prosper)

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

(1803-1870), французский романист и новеллист. Родился 28 сентября 1803 в Париже. От родителей-художников унаследовал типичный для 18 в. скептицизм и тонкий художественный вкус. Родительское влияние и пример Стендаля, с которым Мериме был дружен и перед талантом которого преклонялся, сформировали необычный для эпохи расцвета романтизма стиль - сурово реалистический, ироничный и не без доли цинизма. Мериме готовился к адвокатскому поприщу, при этом серьезно занимаясь изучением языков, археологии и истории. Первым его произведением стала книга Театр Клары Гасуль (Le Thtre de Clara Gazul, 1825), выданная за творение некой испанской поэтессы, пьесы которой были якобы обнаружены и переведены Мериме. Следом появилась еще одна литературная мистификация - "перевод" иллирийского фольклора Гузла (La Guzla). Обе книги имели большое значение для развития раннего романтизма. Но самый значительный вклад во французскую литературу составили шедевры более позднего времени, в т.ч. Хроника царствования Карла IX (La Chronique du rgne de Charles IX, 1829), самое достоверное из всех французских исторических повествований романтической эпохи; безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни Матео Фальконе (Mateo Falcone, 1829); превосходная описательная новелла Взятие редута (L'Enlvement de la redoute, 1829); проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами Таманго (Tamango, 1829); образчик романтической мистификации Венера Илльская (La Vnus d'Ille, 1837); сказание о корсиканской вендетте Коломба (Colomba, 1840); и наконец Кармен (Carmen, 1845), самая знаменитая французская новелла. Все эти произведения пронизаны глубоким пессимизмом; для них характерны также культ чувства и решительного действия, пристальное внимание к деталям и холодная бесстрастность рассказа. Умер Мериме в Каннах 23 сентября 1870.

ЛИТЕРАТУРА

Мериме П. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1963 Паевская А.В., Данченко В.Т. Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1829-1967. М., 1968 Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987 Мериме П. Письма к незнакомке. М., 1991 Мериме П. Сочинения, тт. 1-3. М., 1995

Афоризмы

Мериме (Merimee), Проспер (1803 - 1870)

Французский писатель. Среди произведений - новеллы, романы - "Жакерия" (1828), "Хроника царствования Карла IX" (1829), "Этрусская ваза" (1830), "Партия в триктрак" (1830), сборник новелл "Мозаика" (1833), "Заметки о путешествии по югу Франции" (1835), "Двойная ошибка", "Арсена Гийо", "Аббат Обен", "Венера Илльская", "Коломбе", "Кармен" (1845), "Локис" (1869)

Афоризмы, цитаты

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Полезные сервисы